Компьютер в работе школьного психолога

Кожохина Л.В., методист ИМЦ г. Углича

Психологические службы образовательных учреждений осуществляют свою деятельность, руководствуясь Положением об областной службе практической психологии.

В решении данных проблем успешно помогает Программно-методический комплекс «Социомониторинг», разработанный «Центром мониторинговых исследований» Института развития образования.

Метод «Социомониторинг» разработан на основе классических теорий В.М. Бехтерева, П.А. Сорокина, А.А. Ухтомского, Я.Л. Морено и предназначен для оперативного информационного обеспечения управленческой деятельности в сфере  образования на всех уровнях, информационного обеспечения деятельности узких специалистов: психологов, социальных педагогов.

Информация, получаемая методом «Социомониторинг» имеет коллективную природу и обладает большим содержательным потенциалом, ценность которого возрастает с течением времени. Организация работы с использованием ПМК «Социомониторинг» проводится по четко разработанной схеме:

 

1.     Выверяют списки групп и вводят в программу.

2.     Распечатка бланков

3.     Съемка данных по приказу в рамках нормативных документов.

4.     Введение данных в компьютер.

5.     Составление отчета директору (выделение учащихся и классов «группы риска»)

6.     Принятие решения руководителем учреждения.

7.     Проведение сопровождающей работы.

 

 

 


В городе с данным программно-методическим комплексом работают три образовательных учреждения физико-математический лицей, сош № 7, сош № 8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимости от задач школы психологи работают либо самостоятельно (физико-математический лицей), либо совместно с другими специалистами (сош № 7, сош № 8)  на отдельных этапах. Психологическое сопровождение учащихся по итогам социомониторинга осуществляют психологи школ в соответствии с рекомендациями и решением руководителя учреждения.

Измерения проводятся 2 раза в год октябрь и май, при необходимости можно чаще. На замер в одном классе необходимо 10-15 минут. Измеряются отношения между участниками образовательной практики с помощью специальной «Карточки – измерителя». В качестве физической величины выступает скрытая нервно-психическая энергия. Измерения не относятся к категории личной информации это видно всем и трудно не заметить.

Обработка результатов проводится по 35 параметрам и  выдается в форме диаграмм. Используя диаграммы, специалисты: составляют отчет руководителю, аналитическую справку и пишут рекомендации.

 

Диаграмма «Совокупное воздействие»

 

Такие диаграммы имеются на каждый класс, по профилю диаграммы определяется благополучие сложившейся в них социальной ситуации. На диаграмме синим цветом показано социальное признание каждой персоны в порядке убывания, если совокупное воздействие группы на персону отрицательное - это дезадаптант. Зеленым цветом показана жизненная энергия или социальная активность учащихся, если жизненная энергия положительная, то мотивация на учебную деятельность хорошая.

По диаграммам «Дифференцирующий потенциал группы» выделяются классы с устойчивой и неустойчивой социальной ситуацией. Затем проводится дополнительное разбиение классов по принципу положительного или отрицательного прогноза.

Имеются диаграммы «Персональное социометричекое пространство» на каждого учащегося класса. Просматривая которые, составляется список детей со школьной дезадаптацией. Выделяются дети, требующие экстренной помощи на уровне администрации и дети, которым требуется помощь классного руководителя.

В отношении детей и классов «риска» проводится углубленный анализ и планируется сопровождающая работа.

Использование метода «Социомониторинг» в практической деятельности психологов позволяет прийти на новый этап планирования работы и оказывать адресную помощь. Индивидуальные консультации проводятся с использованием «Персональных социометрических пространств» эти данные выдаются только самому ребенку.

При подготовке психолого-педагогических консилиумов с учетом полученных данных готовятся рекомендации, как по работе с классом в целом, так и отдельными учащимися.

В заключение хочу сказать, что данная программа при небольших временных затратах дает обширную информацию, желательно иметь ее в каждом учебном заведении.

Ближайшие перспективы по работе с программно-методическим комплексом «Социомониторинг» в городских школах.